Германия, официально - Федеративная Республика Германия. Форма правления - парламентская республика. Столица - город Берлин. Официальный язык - немецкий. Католиков (32,4%), протестантов (32%). Население - 81 174 000 человек. Главный праздник — Октоберфест. Валюта - Евро. Интернет-домен - .de. Телефонный код +49. Часовой пояс - UTC +1 (летом +2). Член Евросоюза и участник Шенгенского соглашения (для посещения нужна шенгенская виза).
Если вдруг вас интересует и что-то помимо туризма, какие-то совершенно другие темы, то вы можете перейти по ссылкам, которые найдете на нашем сайте:
...мы стараемся отбирать для вас самое интересное!
Ниже: описание, адрес (как найти), место на карте, официальный сайт в Сети, веб-камеры и комментарии!
Мюнхенская Резиденция - Munchner Residenz. Сложный комплекс сооружений с внутренними дворами, резиденция представителей династии Виттельсбахов, которые с 1240 по 1918 годы являлись правителями Баварии. 130 комнат и залов, 10 дворов. Резиденция с XIV перестраивалась и расширялась, поэтому включает в себя здания от XIV до XIX века во всех архитектурных стилях - ренессанс, барокко, рококо, классицизм. Музей Резиденции впервые открыт для посетителей в 1920 году. Можно (за деньги) осмотреть роскошные апартаменты, церемониальные залы и дворцовые комнаты, огромные коллекции скульптуры, живописи, фарфора, серебра, мебели и драгоценностей. Особой популярностью пользуются Антиквариум (коллекция скульптур эпохи Возрождения), Роскошная Капелла, Зал Императора, Дворцовая Капелла и жилые комнаты Людовика I, Королевские Покои. Фарфоровая Камера (Porzellankammer) содержит не только экспонаты со всей Европы, но и значимую коллекцию Восточной Азии; Миниатюрный Кабинет (Miniaturenkabinett) знаменит его 129 миниатюрными картинами. Кроме того, имеется ещё Реликтовая (Reliquienkammer) и Серебряная (Silberkammer)Камеры, Сокровищница (Schatzkammer, драгоценности семьи). А также Театр Кювилье и Коллекция Монет (крупнейшая в мире). Мюнхенская Резиденция считается самым крупным из внутригородских дворцов в Германии и одним из самых значительных музеев искусства Европы. Бесплатно можно осмотреть некоторые дворы с фонтанами и коллекцию бронзовой скульптуры. АХофгартен по сути - это Дворцовый Сад Резиденции.
История Мюнхенской Резиденции началась с готического замка Нойвесте (Neuveste), с 1385 года (а до этого в качестве резиденции использовался комплекс зданий, ныне известный как Альтер Хоф). Там правители прятались от гражданских бунтов; замок был крепостью, окруженной водой. Потом он расширялся и утратил оборонное значение. Уже при герцоге Вильгельме IV замок Нойвесте был расширен, был построен первый дворцовый сад.
При Альбрехте V (1550-1579) были возведены Праздничный Зал и Кунсткамера (Kunstkammer), но в Кунсткамере не хватало места для многочисленной коллекции картин, монет, греческого и римского антиквариата. Было запланировано строительство Антиквариума (Antiquarium) в верхнем этаже которого устроили дворцовую библиотеку (положившая основу Баварской Государственной Библиотеке). Строительство Антиквариума закончилось в 1571 году, затем возвели Вдовий Этаж и Чёрный Зал. Также появился Зал для игры в мяч. Ныне от Зала для игры в мяч сохранились только часть подвала.
Вильгельм V (1579-1597) заказал Двор С Гротом и Чёрный Зал, при нём пристроили Покои Наследника и Апартаменты Вдовы (Вдовий Этаж). До наших дней они не сохранились.
При герцоге Максимилиане I (1598-1651) Резиденция во многом обрела сегодняшний облик. Комплексом строений был закрыт Фонтанный Двор, до этого использовавшийся для турниров. Вокруг него появился Коридор Шарлотты и Большой Коридор С Оленями (не сохранился до наших дней). В середине двора в 1610 был выстроен Виттельсбахский Фонтан с фигурами (аллегории на четыре баварские реки: Дунай, Лех, Инн и Изар, стоящие вокруг скульптуры Оттона I). Была выстроена Дворцовая Капелла (Hofkapelle) и Роскошная Капелла (Часовня). Появился Двор Императора, а вокруг - Триерские и Каменные Комнаты (Trier- und Steinzimmern), Императорский Зал (Kaisersaal), Зал Четвёрки Белых Лошадей и Императорская Лестница (Kaisertreppe). Также были построены Апартаменты Фрейлин и оформлен фасад, выходящий на Резиденцштрассе. К северу от Резиденции заложен Дворцовый Сад - ныне известный как Хоффгартен.
При Фердинанде Марии (1636-1679) появились Папские Комнаты, Стрелковый Зал, две прихожие, Золотой Зал (Goldener Saal), Большой Кабинет (Grottenzimmer), Спальная Комната, Маленькая Капелла и Сердечный Кабинет (Herzkabinett), галерея, южный сад и библиотека. В 1944 американцами были разрушены почти все комнаты, сегодня только Сердечный Кабинет.
Расширения Максимилиана II (Александровская Комната и Летняя Комната) были разрушены при пожаре 1729 года. Зато его наследник Карл VII Альбрехт (1697–1745) распорядился отстроить на их месте анфиладу Роскошных Комнат, Зелёную Галерею, Кабинет Миниатюр, Зеркальный Кабинет, Парадную Спальню, а главное - Галерею Предков.
Максимилиан III Иосиф занялся постройкой Старого Резидентского Театра в стиле рококо, также называемого Театр Кювилье (Cuvillies-Theater), исключительно для нужд дворца.
Также и король Максимилиан I при нём были отстроены комнаты Государственного совета между 1811 и 1818 по его указанию на месте обрушенного монастыря Францисканеров были возведены Королевский дворцовый и Национальный театр, а также площадь Макс-Йозефа (Max-Joseph-Platz)
При Людовике (Людвиге) I (1825-1848), благодаря работе придворного архитектора Лео Фон Кленце (Leo Von Klenze), резиденция окончательно обрела сегодняшний вид. Появились Королевские Покои (Konigsbau) с Залом Нибелунгов, Зимним Садом размером 17х17 метров и экзотическими птицами и растениями; Праздничный Зал (Festsaal) в Дворцовом Саду (сохранился только фасад); Национальный Театр, Церковь Всех Святых, Дворцовая Школа Верховой Езды. Одно время еа крыше Праздничного Зала из железа и стекла был выстроено искусственное озеро глубиной в девять метров. Тут иногда плавал в лодке в форме лебедя сам Людовик I. Позже Зимний Сад и озеро были снесены по распоряжению Принцрегента Луипольда из за сверхнормативной нагрузки на здания.
Следующий Зимний Сад (Wintergarten) - оранжерея, построенная в 1869 году на крыше Банкетного Зала уже по заказу Людвига II. Конструкция длинной почти 70 метров из металлических балок была спроектирована придворным архитектором Эдуардом Риделем. Под 10-метровым стеклянным куполом придворный садовник Карл Фон Эффнер создал экзотический сад с роскошной тропической растительностью, прудом и водопадом. Там были садовые домики в восточном стиле, "Мавританская Беседка" и "Индийский королевский шатёр", а также две панорамные картины "Индийский дворец" и "Гималайские горы", которые можно было заменять по настроению. Этот Зимний Сад был разобран в 1897 году, через 13 лет после смерти Людвига II.
При короле Людовике III (начало XX века) была произведена техническая модернизация дворца: электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, лифты. Но пользовался благами цивилизации он недолго, и после революции 7 ноября 1918 года король Людовик III покинул Резиденцию. И там в 1920 году был открыт музей Резиденции.
Во время второй мировой войны дворец катастрофически пострадал. Первая бомбардировка Резиденции произошла 18 марта 1944 года, а при повторном воздушном налете ночью с 24 на 25 апреля 1944 года она была практически полностью разрушена. От около 23.000 квадратных метров общей площади устояло около 50 квадратных метров, верхние этажи сгорели, в нижних обрушились своды. Большая часть внутреннего убранства дворца была эвакуирована после первого налёта. Некоторые ценности, к примеру бронзовые львы, встречающие сейчас посетителей со стороны Резиденцштрассе, для защиты от бомбардировок были закопаны в Фонтанном Дворе. Навсегда утрачены человечеством фрески Церкви Всех Святых, обстановка Папских Комнат, личные покои короля Людовика II, Праздничный Зал, Большой Тронный Зал. Дворец был с любовью, кропотливо реконструирован в первые десятилетия после окончания войны. На месте Тронного Зала в 1953 году был открыт для посещения Геркулесов Зал. В 1958 снова открыли Театр Кювилье в Фонтанном Дворе, несколько комнат музея Резиденции и Сокровищницу. Реконструкция дворца проводилась до 2003 года, когда были открыты Церковь Всех Святых и заново переоборудован Кабинетный Сад.
Итак, ныне мы можем видеть десять внутренних дворов.
Аптекарский Двор (Apothekenhof) - старейшая часть Резиденции, именно на этом месте был расположен Замок Нойвесте. Сохранились фундаменты стен и остатки подвала замка Нойвест - они видны посетителям по красным кирпичам в покрытии Двора. В начале XIX века здания вокруг двора перестроены архитектором Лео Фон Кленце. Одним из них стала Дворцовая Аптека, в которой работал немецкий химик Макс Фон Петтенкофер (1818–1901).
Двор Императора (Kaiserhof) - создан в начале XVII века, вокруг располагались гостевые апартаменты, сегодня известные как Трирские и Каменные Комнаты, другие постройки предназначались для императора. Двор использовался только по важным случаям.
Двор Капеллы (Kapellenhof) - узкий, построен в начале XVII, называется в честь капеллы, к которой примыкает. Войти во двор можно с Резиденцштрассе через большие ворота, украшенные скульптурами львов - тех самых, которых в войну закапывали в Фонтанном Дворе. Прикасание к головам львов (не больших, а тех, которые изображены на щитах) приносит счастье.
Двор С Гротом (Grottenhof) - двор с фонтанной скульптурой "Персей, убивающий горгону Медузу" (Бенвенуто Челлини). Называние двору дал грот из морских ракушек в индийском стиле.
Пудреный Дворик (Puderhofchen) - крошечный треугольный двор, название которого связано с соседним помещением для напудривания париков. После реставрации был покрыт стеклянной крышей и ныне закрыт для посещения.
Двор Комите (Comitehof) - перед Театром Кювилье. Ранее назывался "Орнаментированный", однако совсем недавно был переименован в честь "Комитета Кювилье" (Cuvillies Comite) - организации, целью которой был сбор средств для восстановления Театра Кювилье. Двор покрыт стеклянной крышей.
Фонтанный Двор (Brunnenhof) - восьмиугольный двор, использовался для проведения турниров и для въезда карет в Резиденцию. Двор получил своё название от фонтана, установленного в 1614 году в честь Оттона I Рыжего, первого баварского герцога из рода Виттельсбахов. Фонтан символически изображает четыре главные реки Баварии и украшен четырьмя фигурами античных богов, установленных вокруг бронзовой статуи герцога.
Кабинетный Сад (Kabinettsgarten) - пространство между неоклассическими постройками, возведёнными после 1832 года, которое превратили в небольшой сад.
Двор Королевских Покоев (Konigsbauhof) - построен в начале XIX века для короля Людвига I в соответствии с проектом архитектора Лео Фон Кленце, он примыкает к помещениям Королевких Покоев.
Кухонный Двор (Kuchenhof) - когда-то здесь размещались кухни. Сейчас в этих помещениях расположены кассы музея.
Музей Резиденции (Residenzmuseum), по большому счету, функционировал и раньше 1920 года. Уже во времена Людовика I граждане могли по предварительному согласованию (при условии отсутствия королевской четы в Резиденции) осмотреть помещения Королевских покоев. При Принцрегенте Луипольде было возможно уже посетить неиспользуемые площади Резиденции и Старую Сокровищницу, с 1897 проводятся первые экскурсии по Мюнхенской Резиденции. После революции 1918 года Резиденция официально становится музеем. Тогда можно было посетить все 157 комнат. Современный Музей Резиденции (Residenzmuseum) состоит из 130 залов.
Сокровищница (Schatzkammer) - собрание драгоценностей династии Виттельсбахов и символов королевской власти. Альбрехт V в завещании в 1565 году распорядился объединять в закрытом для общественности фонде ювелирные произведения из золота, драгоценных камней, эмали, кристаллов и слоновой кости. В 1731 году сокровища были выставлены в специально для этого оборудованном кабинете (современный Фарфоровый Кабинет), присоединяющемся к Галерее Предков. В 1897 году коллекция была перенесена в отстроенную Старую Сокровищницу (сейчас - касса музея), помещение была открыто для публики. После реставрации зданий сокровищница в современном виде была открыта 21 июня 1958 года в десяти комнатах первого этажа Королевских Покоев. Важнейшими экспонатами являются короны баварского короля и королевы, корона английской королевы Анны Чешской (Богемской, 1370) и Статуя Святого Георгия. Любопытны два изысканных туалетных набора баварской принцессы - походный (на 120 предметов) и домашний (на 380 предметов). А также Молитвенная Книга Императора Карла (примерно 860 год), Киворий Императора Арнульфа (конец IX века), Животворящий Крест Генриха II Святого, Корона Императрицы Кунигунды, крест венгерской королевы Гизелы Баварской (около 1000 года), корона Генриха II (около 1270). Коллекция драгоценностей Резиденции считается одной из ценнейших в мире.
Антиквариум (Antiquarium) - длина зала - 66 метров. Построен в 1568 - 1571 годах герцогом Альбрехтом IV для коллекции античных скульптур. В конце XVI века помещение переделали в Банкетный Зал. Интересны росписи на потолке и стенах, шестнадцать рисунков вдоль вершины свода символизируют Славу и Добродетель в виде женских фигур. Своды над окнами и наличники окон украшены росписями городских видов баварского герцогства и окружены орнаментом, заимствованным из античности. Бюсты и другие скульптуры, выставленные там, это и подлинные работы периода античности, и их ренессансные копии.
Зал Императора (Kaisersaal) - помещение для проведения торжественных церемоний. Потолок зала украшен росписями. Фигуры на трёх главных росписях символизируют Монархию, Мудрость и Славу. Прочие изображения - эпизоды из библии и античной истории. Примерно то же - на гобеленах работы голландского мастера Ганса Ван Дер Биста. Лестница Императора соединяет одноимённый зал с внутренним двором - это Двор Императора (Kaiserhof).
Галерея Предков (Ahnengalerie) - художественная галерея их портретов 121 представителя династии Виттельсбахов, а также их предка Карла Великого. Портреты вставлены в позолоченные резные панели.
Кабинет Фарфора (Porzellankabinett) - экспозиция изящного фарфора из Мейсена, Севра, Нимфенбурга и Франкенталя. Зеркала многократно и причудливо отражают комнату и саму коллекцию, искажая и увеличивая комнату.
Королевские Покои (Konigsbau) - комнаты для проживания королей Баварии, спроектированные архитектором Лео Фон Кленце по образцам дворцов Флоренции. Возводились с 1826 по 1835 год. Людвиг I лично выбирал темы для настенной росписи - его комнаты украшены изображениями на темы древнегреческой поэзии, а покои супруги - эпизодами из поэм немецких авторов. Лео Фон Кленце спроектировал каждую деталь апартаментов, включая стены и мебель; вся мебель была изготовлена местными краснодеревщиками и резчиками.
Залы Нибелунгов (Nibelungensalе) - это три больших и два малых зала, занимающие первый этаж западного крыла Королевских Покоев. Их украшение король Людвиг I доверил архитектору Лео Фон Кленце. Настенные росписи выполнены в середине XIX века и изображают сцены из "Песни о Нибелунгах". Главные герои эпоса изображены в первом зале. В следующих трёх последовательно изображены основные события эпоса - женитьба Зигфрида на Кримхильде, его убийство Хагеном и месть Кримхильды. Росписи в последней комнате изображают сцены оплакивания погибших Нибелунгов.
Зал Геркулеса (Herkulessaal) - концертный зал, в прошлом - Тронный Зал. Назван так из-за гобеленов, изображающих 12 подвигов Геракла (1565 год). Зал Геркулеса известен прекрасной акустикой. Здесь дают концерты такие известные коллективы, как Оркестр Баварского Радио, Мюнхенский Симфонический Оркестр и Баварский Государственный Оркестр. А также джазовые и даже поп-исполнители.
Театр Кювилье (Cuvillies Theater) - театр, построенный придворным архитектором Франсуа Кювилье. В строительстве были использованы более 1000 деревьев, привезенных с земель Штаффельского озера. Здесь состоялась премьера оперы Моцарта "Идоменей" в 1781 году. Здание театра было полностью уничтожено бомбардировкой 18 марта 1944 года. При реставрации использовано всё, что осталось от старого Театра Кювилье - расписанные деревянные резные панели и некоторые украшения балконов и лож, которые заранее были вывезены в безопасное место. Оригинальный Театр Кювилье являлся одним из выдающихся памятников архитектуры всей Европы.
Апартаменты Курфюрста (Kurfurstenzimmer) - богато украшенные комнаты, в которых проживал курфюрст (правитель Баварии) с супругой. До 1599 года в этих комнатах была размещена библиотека. Позже в них проживали наследники правящего курфюрста до момента обретения ими всей полноты власти и переезда в Королевские покои. Курфюрст Максимилиан III Йозеф изменил традиции, поскольку продолжал жить в этих комнатах со своей супругой Марией-Анной и после того, как стал курфюрстом в 1745 году. Апартаменты были уничтожены в годы второй мировой войны. Некоторые произведения искусства и часть настенных панелей удалось спасти, что позволило в дальнейшем реконструировать интерьер комнат. Однако большинство предметов мебели и значительное число представленных сегодня картин не были частью оригинального интерьера.
Комнаты Шарлотты (Charlottenzimmer) - комнаты, в которых проживала София Шарлотта Августа Виттельсбах (1848–1897).
Зал Четвёрки Белых Лошадей (Vierschimmelsaal) - там герцог обедал вместе с приблженными и семьёй. Построенный в 1614 году, он получил название из-за сюжета росписи, когда-то украшавшей центр потолка - Аполлона в солнечной колеснице, запряжённой четырьмя белыми лошадьми. Ныне находящиеся там картины (человеческие занятия, пользующиеся защитой и покровительством богов) фламандского художника Паоло Фьямминго, не были частью оригинального интерьера. Первоначально стены были покрыты панелями, имитирующими мрамор - так называемая скальола (scagliola).
Чёрный Зал (Schwarzer Saal) - создан в конце XVI века, но назван так в 1623, когда герцог Максимилиан I установил там порталы с отделкой, имитирующей чёрный мрамор. Раньше комната называлась Залом Перспективы. Потолочная роспись Ганса Верля (1602) создает иллюзию того, что комната является более высокой, чем на самом деле - если встать точно в центре зала). Роспись была выполнена масляными красками на холсте и прикреплена к потолку деревянными рамами - совего рода, "натяжные потолки". Естественно, она сгорела во время бомбардировок второй мировой войны, и уже позже Карл Маннингер восстановил её, нанеся краски прямо на штукатурку.
Папские Комнаты (Papstliche Zimmer) - богато украшенные комнаты, в которых, начиная с середины XVII века проживали супруги четырёх поколений баварских правителей. Название Папские они получили после того, как в 1782 году в них останавливался папа Пий VI. В 1674 году пожар разрушил несколько комнат. Перестройка в XIX веке и бомбардировки второй мировой войны уничтожили роскошь остальных. Оценить можно только Кабинет Сердец (Herzkabinett), названный так из-за "сердечных" потолочных росписей - но и он пострадал во время войны так, что стала возможна лишь частичная его реконструкция.
Каменные Комнаты (Steinzimmer) - ряд комнат, которые в XVII веке были самыми большими и важными помещениями в Резиденции. Название они получили из-за наличия в их интерьере большого количества мрамора и его разнообразных имитаций. В них должен был останавливаться император Священной Римской империи и его супруга во время визитов в Мюнхен. Только в таких случаях в комнатах устанавливалась мебель, а стены украшались гобеленами. Среди наиболее красивых предметов мебели выделяется необычный богато украшенный стол со вставками из полудрагоценных камней (столешница работы флорентийских мастеров, 1623 год). И серия из десяти гобеленов, изображающих героические деяния Отто Виттельсбаха, первого баварского герцога из рода Виттельсбахов. Гобелены созданы в 1604 - 1611 годах всё тем же Гансом Ван Дер Бистом по эскизам придворного художника Петера Кандида, более известного как Петер Кандид.
Трирские Комнаты (Trierzimmer) - построены в начале XVII века. Получили название в честь Клемента Венцеслава Саксонского, архиепископа Трирского, который часто гостил в Резиденции и занимал их. Почти во всех комнатах потолок покрыт резными деревянными панелями, обрамляющими изображения, которые выполнил Кандид. А стены этих комнат не имели постоянных украшений. Только когда в Резиденцию приезжали гости, там ставили мебель и вешали гобелены. Сегодня в комнатах выставляются разнообразные произведения искусства и ремесёл, главным образом, гобелены и мебель XVII века.
Церковь Всех Святых (Allerheiligen-Hofkirche) - построенна в 1826 - 1837 годах архитектором Лео Фон Кленце. Сегодня используется как концертный зал. Первоначально своды и апсиды церкви были украшены фресками на золотом фоне. Галереи поддерживались колоннами из красного мрамора. Пол был выложен цветным мрамором, а стены покрыты штукатуркой, имитирующей мрамор. А потом... прилетели американцы. Но остатки штукатурки можно и сегодня увидеть у входа.
Роскошная Капелла (Reiche Kapelle) - небольшая капелла, освящённая в 1607 году. Место для уединённых молитв герцога Максимилиана I и его супруги. Инициалы «М» и «Е» на потолке обозначают Максимилиана I и Елизавету Лотарингскую. Пол выложен цветным мрамором и полудрагоценными камнями. Позолоченный рельеф на голубом фоне украшает потолок. С потолка свисает светильник с цветными стёклами. Стены выложены разноцветными панелями типа "скальола".
Дворцовая Капелла (Hofkapelle) - построена в начале XVII века. Она более "публична" - придворные молились в капелле внизу, а герцог и его семья сидели в галерее, в которую можно было попасть из их спален. Дворцовая капелла посвящена Деве Непорочного Зачатия. Алтарь создан предположительно Гансом Крумпером, центральная фреска алтаря была создана в 1600 году и изображает Деву восседающей в облаках в окружении ангелов. Роспись вверху изображает Троицу.
Комнаты Дворцового Сада (Hofgartenzimmer) - сейчас там собраны предметы разных эпох - предметы искусства, интерьера и мебель XVIII - XIX веков. Это все раньше находилось в Покоях Дворцового Сада, которые были уничтожены в годы второй мировой войны.
Роскошные Комнаты (Reiche Zimmer) - наиболее богато отделанные меблированные комнаты во всей Резиденции. Спроектированы и построены архитектором Франсуа Кювилье. Среди них сохранились следующие: Палата Для Аудиенций (Audienzzimmer) - тут курфюрст, стоя под красным бархатным навесом, принимал иностранных послов в присутствии всего своего двора; в Зелёную Галерею (Grune Galerie) на торжественные собрания курфюрст приглашал только избранных, а названа она так из-за увешанных зелёным шёлком стен; в Палате Конференций (Konferenzzimmer) курфюрст Карл Альбрехт проводил политические или личные беседы с особами самых высоких рангов или ближайшим родственникам; Государственная спальня (Paradeschlafzimmer) не использовалась по прямому назначению, а предназначалась только для демонстрации богатства и роскоши монарха и была обставлена особенно дорогой и роскошной мебелью, которую изготовили лучшие парижские краснодеревщики Бернард Ванрисамбур и Антуан-Робер Годре; Кабинет Миниютюр (Miniaturenkabinett) - самая популярная из Роскошных Комнат, где зеркала создают впечатление, что последовательность комнат тянется бесконечно в двух направлениях, а 129 миниатюр голландских, французских и немецких мастеров XVI - XVIII веков вделаны в резные деревянные панели.
Бронзовые Залы (Bronzesale) - в весьма скромной, лаконичной обстановке нескольких помещений демонстрируется около четырех десятков бронзовых скульптур XVI - XVII столетий (экспозиция создана в 2015 году). Раньше они украшали фонтаны и сады дворца - теперь их заменили на копии, а в Бронзовом Зале - оригиналы. Среди них - Баварский Теллус (Tellus Bavarica), который изначально находился в Хофгартене. Экспозиция доступна до середины сентября бесплатно.
Что касается других музейных коллекций, кроме Сокровищницы, то доступны следующие.
Коллекция фарфора в Фарфоровой Камере (Porzellankammer)- содержит изделия Королевской мануфактуре в Нимфенбурге и других известных фабрик, таких как Севрская во Франции или Королевская в Берлине. Главным экспонатом является знаменитый Ониксовый Сервиз, созданный на Нимфенбургской мануфактуре по заказу короля Людвига I. 717 предметов, на производство которых ушло 13 лет! Также интересны тарелки. Некоторые украшены сценами из "Песни о Нибелунгах", на других - репродукции картин Старой Пинакотеки. Восточноазиатская часть коллекции содержит более 500 фарфоровых предметов и некоторое количество лакированных изделий: фарфоровые чаши и тарелки, созданные в Китае в конце XVI века и фарфоровые изделия имари (японский фарфор).
Коллекция Европейской Миниатюры Ноттбомов - Клаус и Хельга Ноттбомы собрали огромную коллекцию миниатюр XVI–XIX веков.Преимущественно портреты, но есть натюрморты и пейзажи. Техника исполнения - от акварели (по пергаменту и слоновой кости) до масла или эмали (по серебру и меди).
Коллекция Серебра в Серебряной Камере (Silberkammer) - изделия, использовавшиеся в быту. Всего коллекция содержит более 3.500 предметов и является одной из лучших в Европе. В основном это изделия XVIII - XIX веков. Главное богатство коллекции - серебряный сервиз короля Максимилиана Йозефа из 502 предметов, созданный в 1807 - 1809 годах парижскими ювелирами Мартином-Гийомом Бьенне и Жаном-Батистом-Клодом Одио.
Коллекция Церковных Одеяний - одежда священнослужителей и другие текстильные вещи, используемые в церковной практике XVI - XIX веков. Помимо ювелирных изделий, с XVII века в Резиденции собирались литургические предметы и реликвии.
Коллекция Церковных Реликвий в Реликтовой Камере (Reliquienkammer) - мощи святых, и тесно связанные с ними вещи и предметы. До наших дней сохранилось около 60 рак с мощами, созданных в 1590 -1 640 годах выдающимися мюнхенскими и аугсбургскими мастерами.
Государственная Коллекция Монет Мюнхена - нумизматическая коллекция Баварии из более чем 300.000 экземпляров: монет, бумажных денег, денежных знаков медальонов и медалей, с античности до современности, одна из крупнейших монетных коллекций в мире. Музейные экспонаты позволяют проследить развитие монетного дела Европы от древности до XXI века. Здесь представлены монеты греков, кельтов, римлян, значительное собрание средневековых монет и большая коллекция современности. Отдельную часть коллекции составляют резные изделия из камня - геммы и камеи. В последнее время пополняется и кредитными картами! Сайт - www.staatliche-muenzsammlung.de
Сегодня помещения дворца используются не только как музеи, но и для приёмов, концертов; в них частично расположена и Баварская Академия Наук.
Доехать до Резиденции можно на метро U-Bahn до остановки Odeonsplatz (ветки U3, U6) или на автобусе.
При входе в резиденцию нужно раздеться и сдать рюкзаки и крупные сумки (более 35 x 30 x 12 см) в гардероб, для хранения ценных вещей из сумок (паспортов, денег) посетителям выдают пакетики. В резиденции можно свободно фотографировать без вспышки и штатива, снимать видео - но для личного использования. Рядом с экспонатами есть надписи с пояснениями на немецком и английском языках. Еду и напитки туда проносить не разрешено - только бутылки из пластика объемом до пол-литра. Кафе или ресторана на территории комплекса нет. Осмотр потребует как минимум 2 часа.
Музеи Резиденции и Сокровищница открыты с 25 марта - 16 октября: 09:00-18:00 (кассы закрываются в 17:00), а с 17 октября - 24 марта: 10:00-17:00 (кассы закрываются в 16:00). Театр Кювилье работает куда более оригинально. В период 25 марта - 31 июля с понедельника по субботу: 14:00-18:00 (кассы закрываются в 17:00), по воскресеньям и праздникам: 09:00-18:00 (кассы закрываются в 17:00). 1 августа - 12 сентября: 09:00-18:00 (кассы закрываются в 17:00). 13 сентября- 16 октября с понедельника по субботу: 14:00-18:00 (кассы закрываются в 17:00), а в воскресенье и праздничные дни: 09:00-18:00 (кассы закрываются в 17:00). 17 октября - 24 марта, с понедельника по субботу: 14:00-17:00 (кассы закрываются в 16:00), в воскресенье и праздничные дни: 10:00-17:00 (кассы закрываются в 16:00).
Бронзовый Зал открыт до 12 сентября: 10:00-17:00. Вход туда свободный, доступ через Двор Императора (Kaiserhof, Imperial Courtyard). Фонтанный Двор и фонтан в действии также можно посмотреть бесплатно, лучше - с апреля по октябрь ежедневно с 10:00 до 14:00.
В общем и целом время допуска посетителей, как вы поняли, зависит от сезона (но с 10:00-17:00 вы гарантированно попадете внутрь), закрыт музей лишь несколько дней в году (Рождество (24 и 25), Новый год (1), в Четверг на Масленичной неделе).
Входные билеты можно приобрести в каждый из музеев отдельно, есть и комбинированные билеты. Вход в Музей Резиденции - 7 Евро. Сокровищница - 7 Евро. Театр Кювилье - 3,5 Евро. Далее, Музей Резиденции + Сокровищница - 11 Евро. Музей Резиденции + Сокровищница + Театр Кювилье - 13 Евро.
Аудиогид: бесплатный, вернее, входящий в стоимость билета (на немецком, английском, французском, итальянском, испанском и русском языках). Дети до 18 лет - бесплатно.