Мода на Китай |
|
05.03.17 00:00 |
Восемнадцатое столетие. Европа. Широкие массы и власти предержащие, наконец, должным образом оценили своеобразие и гармонию пропорций китайской традиционной архитектуры. "А почему у нас такого нет?" – задались вопросом они, и начался, как сейчас сказали бы, – флешмоб: одна за другой европейские страны решали возвести у себя нечто китайское. Первая постройка в таком духе – так называемая Большая пагода, что в знаменитых лондонских садах Кью (в те времена, впрочем, Лондон еще не распростерся так далеко, и сады относились к Ричмонду). Пагоду пожелала мать правившего в то время монарха, Георга Третьего, и придворный архитектор немедленно принялся за исполнение высочайшего пожелания королевской особы. Для обозначения китайского стиля было принято наименование chinoiserie, "шинуазри" – "китайщина" в буквальном переводе. Доставка из Китая различных товаров производилась бесперебойно, так что с образцами для подражания проблем не было. Рисунки обоев и роспись стен; детали в мебели, посуде и прочих предметах интерьера; архитектурные аллюзии и сочетания цветов, – все попадало в поле понятия "шинуазри", если хоть чем-то напоминало о Поднебесной. Пагода в садах Кью стала эталоном стиля chinoiserie, а попытки создать нечто подобное наблюдались по всей Европе, во множестве стран и даже в царской России. Кстати сказать, Большая пагода жива до сих пор, стоит себе на прежнем месте и внесена в списки ЮНЕСКО. Летом ее открывают для туристов, желающих вскарабкаться на высоту пятьдесят метров по двум с лишним сотням ступенек… В том же восемнадцатом веке прусский монарх Фридрих Великий отдал приказ выстроить в парке при дворце Сан-Суси чайный домик по китайскому образу и подобию. Девять лет потребовалось на постройку китайского чайного домика, стройке значительно помешала война, но король не потерял интерес к проекту и сам, лично, делал эскизы домика. В нем устроили мини-музей китайского и японского фарфора. Екатерина Великая, следуя моде тех времен, отдала распоряжение строить Китайскую деревню в Царском Селе, половина проекта осуществилась, но после смерти императрицы работы остановились на неопределенное время. Позже Александр Первый велел переделать китайские домики в гостиницу "для своих" и, в частности, там проживал в течение трех лет Николай Михайлович Карамзин, работая над "Историей государства Российского"… |
Последнее обновление 05.03.17 23:36 |