В своё время, путешествуя по Египту, мы надеялись увидеть огромное количество кошек. Ведь всем известно со школьной скамьи, что кошка там - священное животное. Но не тут-то было! Люди там давно уже не почитают их. Животных исключительно мало, они тощие, облезлые, больные, жалкие, с осипшими голосами. Можно сказать прямо - с кошками в Египте покончено. Как и со многими другими прекрасными вещами, увы... Другое дело - Кипр. "Кошачий рай" - такое расхожее, шаблонное представление об этом острове и в самом деле имеет под собой серьезную основу! Вы поймете это, как только выйдите из аэропорта. Любого аэропорта на Кипре. Местные кошки будут поджидать вас повсюду - у дверей в рестораны, магазины и отели, в кустах у тротуара, в парках и на набережных, в монастырях и на древних развалинах. Их будет много - иногда даже очень. Но никогда - слишком... Они будут самые разные, всех мастей, возрастов и размеров!
По историческим причинам кошек на Кипре дома не держат - они принадлежат всем и каждому, таким образом. Кошки - единая общенародная, то есть коммунистическая собственность. Это вовсе не означает что они бездомные. Как правило, небольшими группами, от трёх-пяти и до десятка, коты обитают в рамках определенной территории - чаще всего это территория, окружающая точки общепита и гостиницы. Там есть чем прокормиться - не только с кухни и от местных жителей перепадает, но и от туристов. Как правило в каждой такой группе можно даже определить "старшего", самого "боевого" и фактурного кота. Содержат котов и при частных домах - просто любители этих животных, которых на Кипре полно, или семьи, где есть дети - они служат и развлечением, и защитой двора от прочей мелкой малоприятной местной фауны... Кошки, конечно, не сидят все время на облюбованном месте, а гуляют и их можно встретить практически повсюду. Причем, иногда, в весьма неожиданных местах. Есть и специальные, исконно кошачьи места.
В окрестностях Пафоса, например, известен Кошачий парк в Тале, вблизи монастыря Айос Неофитос. Там живет уже более 200 животных, и люди регулярно приносят сюда новых и новых кошек и котят. Множество котов сразу наблюдается в Пафосе и в районе раскопок вокруг церкви Айя Кирияки - их прикармливают в стоящем напротив ресторанчике. Если вы хотите увидеть сразу много кошек в Никосии - идите в парк при детской больнице Макарио. В Лимассоле они заполонили набережную. Но главное кошачье место на Кипре, вероятно, монастырь Святого Николая. Но не только из-за количества кошек там (всего-то 70 штук), а по историческим причинам!
Кошачий монастырь Святого Николая, Айос Николаос тон Гатон (также известен как кошачий монастырь, или монастырь Николая—Кошатника - The Monastery Of Saint Nicholaos Of The Cats) находится на мысе Гата (Кошачьем мысе, Каво Гата по-гречески), юго-восточнее соляного озера Акротири, в 10 километрах от Лимассола. История его возникновения связана с историей появления и нынешнего процветания кошек на Кипре. Где-то в 326 - 327 году нашей эры матери Константина Великого, Святой Елене, было видение, что она непременно должна основать монастырь на Кипре. Она дала обет сделать это, но появившись на острове была неприятно поражена адским количеством змей. Дело в том, что как раз в тот период обитатели острова страдали от сильнейшей семнадцатилетней засухи - там это не редкость и теперь. В таких условиях змей расплодилось так много, что некоторые местные жители стали даже покидать родину... Таким образом монастырь был основан в IV веке (более точные даты, конечно, под сомнением) - на мысе Каргея (сегодня – мыс Гата), неподалеку от того места, где Елена сошла на берег. Изначально это был мужской монастырь. И, кстати, Елена оставила здесь часть Святого Креста. Дабы истребить змей, Елена повелела собрать тысячу кошек (по некоторым источникам в Египте и Палестине, по другим - в Константинополе). По свидетельству средневекового историка и монаха Стефана Лузиньяна, после отъезда святой Елены Константин Великий послал своего военачальника Калокероса на Кипр, который и привез на остров эту тысячу кошек. Калокерос стал первым византийским правителем Кипра. А тысяча кошек был передана в тот самый мужской монастырь для обучения охоте на гадов. Монахам также полагались определенные суммы и другие дотации (по свидетельству того же отца Стефана Лузиньяна, побывавшего в монастыре в 1580 году, им безвозмездно отдавались окрестные земли, но при условии обязательного кормления дважды в день и воспитания как минимум сотни монастырских кошек; кстати, и в наши дни, до кризиса 2009 года, государство еще выделяло монастырским кошкам некое скромное пособие безо всяких условий). Легенда гласит, что на колокольне было два колокола, дрессированные кошки отправлялись на змеиную охоту по удару одного колокола, а возвращались к обеду, услышав второй. За несколько лет кошки передушили почти всех змей (после этого мыс Каргея был назван Кошачьим) - и это уже не легенда. Кстати, нынешние монастырские кошки собираются теперь по такому же сигналу колокола на обед. Ну - заслужили! А Йоргос Сеферос, греческий поэт и лауреат Нобелевской премии, даже написал в 1969 году стихотворение "The Cats of St. Nicholas" (Кошки Монастыря Святого Николая)...
Трудно сказать, что творилось на острове во времена Елены, но сейчас на Кипре только три вида змей представляют хоть какую-то опасность для человека. Это гюрза, ящеричная змея и кошачья змея. Наиболее (и единственно) опасна гюрза. В среднем в год на Кипре регистрируется около 20 укусов гюрзой человека. Но за последние 15 лет не зафиксировано ни одного летального исхода! Следует также знать, что эта змея активна только с марта по ноябрь. Ящеричная змея очень редкая, встретиться с ней сложно, да и зубы её расположены глубоко, поэтому прокусить кожу человека она вряд ли может. Кошачья змея или Бойга тоже имеет глубоко посаженные зубы, яд этой змеи не опасен для человека и способен вызвать лишь местное раздражение. И вообще - змеи сами по себе, вдруг, на человека не нападают. Есть на Кипре и несколько абсолютно безвредных разновидностей змей - это большой полоз, кипрский полоз, свинцовый полоз, оливковый полоз, кипрский уж и слепозмейка.
Те монастырские постройки, которые сохранились до наших времен, конечно, с IV века не стоят. Они появились примерно в XIII-XIV веке. По свидетельствам, датированным XV веком, монастырь всё еще был постоянным прибежищем кошек. Но с конца XV века он пережил вначале разрушительное землетрясение, а потом был разграблен турками. Мусульмане опустошили обитель, убив часть монахов и пленив остальных. Осиротевшие коты разбрелись по всему острову. Митрополит Макарий в 1750 году возродил монастырь, но вскоре он был снова заброшен. Довольно долго - только в 60-х годах ХХ столетия на стенах монастырской церкви были обнаружены старинные фрески, датируемые XIII веком. Позже церковь была отреставрирована.
С 1983 года (под покровительством Хрисанфа, митрополита Лимасольского) этот православный монастырь снова стал действующим, но уже женским. Там жили сперва две монашки – сестра Кассиания и сестра Элпиза. Благодаря их стараниям монастырь ожил и расцвел. Вернулись и кошки. Почти 10 лет сёстры ухаживали за кошками вдвоем. В 1992 году к ним присоединились еще три монахини. В последние годы на территории монастыря проживают шесть монахинь и около 60-70 кошек. Время от времени их число меняется - какие-то пропадают, а какие-то нарождаются. Или даже появляются извне - жители острова, увидев на улице бездомную кошку, подбирают и отвозят ее в монастырь. Хотя главное занятие сестер-инокинь вовсе не разведение кошек, а иконопись. Кошачий монастырь открыт для публики круглый год.
Кошки Кипра разномастные - каких только размеров и расцветок вы не увидите! Вся палитра - иначе не скажешь. То же касается и длинны шерсти. В Пафосе, кстати, удивляет большое количество пушистых котов - при такой-то жаре... В Лимассоле же преобладают короткошерстные. Мы не разу нигде не видели откровенно больных или тощих животных, хотя некоторые из них и носят на себе следы "уличных боев" - но это уже их внутренние, кошачьи дела. Что касается пород - то там она одна. Дворянская... Что совершенно естественно при таком образе кошачьей жизни на Кипре. Так что такой породы, как "кипрская кошка" нет. Это просто собирательное понятие... Впрочем, в 2009 году Кипрский союз друзей породистых кошек решил добиваться признания двух местных пород: "Кошка Святой Елены" и "Гигант Афродиты"!
Замечено, что в целом котов голодными никак назвать нельзя. Как раз наоборот. Кушать они изволят только то, что им нравится. Вряд ли откажутся от сухого корма, свежего кусочка сувлакии, или обрезка сырого мяса. Но с большим недоверием едят полуфабрикаты и всякую (даже дорогую) нарезку из супермаркета. С огромным трудом удалось нам скормить котам купленную в супермаркете Папантонио луканику... Польстились на неё только самые голодные, как видно, экземпляры. Поэтому лучше всего для угощения местных кошек купить сухого корма. Продается он повсеместно. Мы даже обнаружили в универмаге некое приспособление для промышленного (очевидно) кормления котов - такое пластиковое ведро с откидывающейся крышечкой, через которую можно оперативно высыпать корм небольшими порциями. Но само ведро вместит не один килограмм корма при желании!
В целом коты радушны, позитивны, здоровы и явно чувствуют себя в безопасности. Гордые, иногда даже откровенно пафосные - это да. Но всё же, зачастую, издалека завидев одиноко бредущего туриста (особенно с пакетом в руках), они тут же большими группами выскакивают из кустов и несутся навстречу с поднятыми хвостами. Ночью такая "кошачья атака" производит пугающее впечатление - есть что-то мистическое в том, как они скачут к вам с горящими во тьме глазами... Порой становится очевидно, что общение они ценят не меньше еды. Даже когда им становится понятно, что вы пришли с пустыми руками, они окружают вас, начинают тереться об ноги, с удовольствием дают себя гладить и позируют перед объективами. Не любят только вспышек, конечно. Не всегда идут на руки. Но скорее сбегут от вас, чем поцарапают или укусят. Будьте уверены - если вы приласкали или как-то привлекли к себе одну кошку, к ней непременно присоединится еще несколько. Всё свидетельствует о том, что от общения с людьми у "пафосных кошек" почти не остается отрицательного опыта.
До кризиса правительство выделяло на кошек определенные суммы - небольшую дотацию на содержание котов получал, как сказано выше, монастырь Святого Николая, а местные органы управления - на кастрацию или стерилизацию. Но в связи с экономическими трудностями это финансирование было сокращено (либо вообще прекращено), и с 2011 года экологи забили тревогу, ибо кошки принялись плодиться как... кошки. А кошка может "родить" три раза в год по восемь котят сразу! Это создает не только санитарно-гигиенические проблемы - изменяется отношение к ним населения, появляются случаи жестокого обращения, делаются попытки отравления и так далее. Но пока, конечно, такого рода вещи можно назвать исключением. К счастью...
Когда животных становится слишком много в округе, их отлавливают и отвозят в специальные места, типа монастыря и парка, упомянутых выше. Очевидно, ловят тех, что без ошейников. Таких примерно половина, а может и меньше - в Пафосе гуляет множество котов с ошейниками и даже бирками на них. Кстати, кошек с Кипра нельзя вывозить! Ввозить тоже исключительно трудно - надо собирать всякие справки, делать прививки, проходить карантины, вживлять микрочипы и так далее...
Официальных данных о численности кошек на Кипре найти не удается. Скажем так - очень много. Что касается количества кошек, скажем, в Пафосе, то попробуем прикинуть - хотя бы приблизительно. Итак, нам известно, что при каждом ресторане и отеле обитает стая средней численностью пять кошаков. А в городе около 400 ресторанов и примерно 150 отелей. Таким образом получается от 2500 до 2750 экземпляров. Много это или мало, если учесть что людей в городской зоне Пафоса живет 33000 человек? Ну, это уж вам судить! А история кошек на Кипре, возможно, началась задолго до Елены! В 2004 году археологи нашли там захоронения домашних кошек, которым более 4000 лет! Если это так - то на острове обнаружены самые древние свидетельства одомашнивания кошки в мире. Вот так... P.S. В 2015 году многими туристами отмечено значительное снижение поголовья кошек. Местные неохотно говорят на эту тему, но кое-что удалось выяснить при расспросах. Судя по всему, безудержно плодящееся кошачье племя вызвало некоторую озабоченность у властей. Жителям было предложено всё-таки более или менее "прикормить" их к конкретным домам; "неприкаянных" же, судя по всему, отлавливали. Но не уничтожали - отвозили, как уверяют местные, в питомник при монастыре Айос Неофитос. Однако факт отлова изрядно напугал оставшихся кошек - теперь они не так охотно идут на контакт с людьми. Также при ресторанах и отелях их присутствие теперь либо не так заметно; зачастую их откровенно гонят. Есть, видимо, такая "установка" от властей - гласная или негласная... Власти, конечно, можно понять, но не следует забывать о том, что кошки стали своего рода достопримечательностью Кипра и некорректное обращение с ними может вызвать (и вызывает) явное недовольство у туристов! P.P.S. В 2016 году кошек стало, кажется, несколько больше. Появилась удивительная особенность - почти у всех у них в Пафосе срезан кончик левого уха. Как нам объяснили, этих животных отлавливали и кастрировали (стерилизовали), а затем отпускали. Ну, а по такому заметному признаку хорошо видно - кто уже прошел процедуру, а кто еще нет...
|